Ольга Мареичева, безыдейный имперец (mareicheva) wrote,
Ольга Мареичева, безыдейный имперец
mareicheva

Вильнюс, гетто. Начало долгого разговора. Театр

(Я собиралась писать об этом в начале мая, когда у нас запланирована самодеятельная экскурсия по бывшему гетто, а также - поездка в Панеряй (Понары). Но материала столько, что в три-четыре поста не втиснуть, так что я решила начать уже сейчас - а когда будем ходить и выкладывать фотографии, буду ставить ссылки.
На всякий случай напоминаю: я не историк. Мои посты - не статьи и не исследования, это просто впечатления о знакомстве с черной страницей в истории уже любимого мною города.
Приглашаю к разговору. Дополнения приветствуются)

В 1984 году израильский драматург Иехошуа Соболь написал пьесу "Гетто". Пьеса переведена на многие языки, ставилась в двадцати странах мира, переведена на многие языки - в том числе и на русский, с переводом можно ознакомиться здесь:
http://www.netslova.ru/belenky/sobol-getto.html В 2005 году Литва и Германия сняли по этой пьесе фильм. https://www.youtube.com/watch?v=ZHH691NwgF4

Ознакомиться с пьесой/фильмом стоит. Спасибо И. Соболю, что он вытащил эту историю на подмостки и заставил о ней вспомнить. Только не надо забывать, что это все же художественное произведение, хотя и основанное на реальных событиях, но не документальное. Герои пьесы (не все) носят имена реальных людей, но это - символы, собирательные образы. Зато они могут послужить хорошей отправной точкой для разговора о том, что скрывается за театральными масками и о той трагедии, которая развернулась не в театре, а в реальности.

Хотя, реальность и театр в Вильнюсском гетто переплелись очень тесно. Театр был частью жизни обреченных, тем, что помогало им сохранять надежду.

В западной христианской традиции есть легенда о жонглере Богоматери, который решил послужить Господу тем, что он умел делать - а умел он кувыркаться и показывать площадные фокусы. Братия сурово его осудила: не дело кривляться, но Мария спустилась с небес и утерла ему лоб платком. Я не знаю, есть ли подобные легенды у евреев (если есть, подскажите), но думаю, что всем творческим людям, любого вероисповедания, или же атеистам, порыв жонглера будет понятен. Есть и другая легенда, светская и не такая старая - о том, что Имре Кальман отказался от идеи самоубийства узнав, что в блокадном Ленинграде ставили "Сильву" (он действительно был этому рад, но правда ли то, что это известие спасло жизнь композитору, или же это выдумка Юрия Нагибина, весьма удачная, надо сказать, я не знаю). Служение искусству, служение Богу, служение людям - как ни назови эту силу, но художники, которые творят в аду, делают великое дело.

Правда тогда, в начале, не все узники гетто восприняли идею создания театра с радостью. "На кладбище театров не устраивают", - гласили надписи, появлявшиеся на стенах. Но зал всегда был переполнен, люди раскупали билеты не зная, доживут ли они до спектакля.

"Даже сегодня с трудом представляю себе, почему нацистское руководство согласилось с этим проектом, - пишет художник Самуэль Бак, - ведь это был лучик света в царстве тьмы для тех, кто был заключен в этих нескольких узеньких улочках. Ведь то был никем не наказуемый и не контролируемый кратковременный полет из печальных будней в воображаемое царство веселья" Цитата взята мной отсюда - http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?766), воспоминания бывшего узника гетто Маркаса Петухаускаса.

Театр располагался в здании бывшего дворца Огинского. Тут у читателей не бывших в Вильнюсе могут возникнуть вопросы - в разных источниках указывают разные адреса. Одни пишут, что театр был на Руднинку 6, другие - что он был на улице Арклю. На самом деле, адрес дворца Огинского, где он располагался - Арклю 5/ Руднинку 8, до войны - Рудницкая 6. Изначально театр работал в помещении бывшей гимназии, а потом для него были приспособлены помещения на Конской (Арклю) улице. Но это один и тот же комплекс зданий.

АПД: В комментариях у нас случился интересный разговор. Оказывается, это еще не все разногласия по поводу адреса:
http://mareicheva.livejournal.com/923295.html?thread=7506079#t7506079
vilnews: ..а в корпусе по улице Арклю (Конская, 3) работал театр гетто (теперь здесь кукольный театр).
[Генрих Аграновский. ПАМЯТНИКИ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В ВИЛЬНЮСЕ] .
Может, конечно, изменилась нумерация домов - сейчас кукольный театр находится в доме номер 5, Аграновский мог указывать старый адрес. В книге, изданной в 2014 он пишет про Арклю 5.


Еще в источниках попадаются разногласия: в помещении какого нынешнего театра он располагался? Называют Молодежный театр и кукольный театр "Леле". Дело в том, что оба они сейчас расположены по адресу Арклю 5, в 70-80 годы прошлого века дворец был перестроен под театральные нужды. Мемориальная доска висит на кукольном, а памятник "Пламя надежды" находится в общем дворе обоих театров.

Когда сыграли первый спектакль? Здесь тоже можно запутаться. Арунас Бубнис в работе "Вильнюсское гетто 1941-1943" указывает дату первого спектакля: 18 января 1942 года. Павел Полян в "Хронике событий Вильнюсского гетто" (http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer10/Poljan1.php) называет днем открытия театра 15 января 1942. Мария Рольникайте пишет "Теперь отдел культуры "юденрата" собирается создавать театр" вскоре после того, как записала в дневнике "Вот и наступил Новый, 1942 год". А вот Генрих Аграновский в своей книге "Они здесь жили" пишет, что театр начал действовать в апреле 1942 года. Но в апреле он был переведен в помещения на Арклю, спектакли все же начались раньше, в январе.

Со дня апрельского открытия и до 10 января 1943 года было дано 111 представлений, продано 34 804 билетов. Людей в гетто при этом было около 20 тысяч (в конце августа, когда гетто было только-только создано, узников было вдвое больше)

Теперь поговорим о людях театра. Я вернусь к своей отправной точке - к пьесе Соболя, - возьму список действующих лиц и попробую разобраться, кто же спрятан под масками.

Заодно хочу попросить вот о чем: дорогие израильтяне, я знаю, что отношение к И. Соболю у многих... неоднозначное. Я не хочу говорить о политике наших дней, Бог ему судья, а вот за пьесу все равно спасибо.

Итак, в пьесе действуют:

Срулик - кукловод
Лина - кукла, которую водит Срулик.
Китель - немецкий офицер, начальник гетто. Во время описываемых событий ему было 21-22 года.
Генс - начальник полиции гетто, а затем и его распорядитель.
Вайскоп - начальник пошивочной мастерской.
Хая - певица и актриса
Крук - библиотекарь.
Люба - беспризорная, главарь банды.
Даслер - стал начальником полиции, сменив Генса.

Врачи, беспризорные, артисты, музыканты, раввины, судьи,

Продолжение следует.
Tags: Вильнюс, Вторая Мировая, Литва, гетто
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments