Ольга Мареичева, безыдейный имперец (mareicheva) wrote,
Ольга Мареичева, безыдейный имперец
mareicheva

Вильнюс, гетто. Палачи

Действующие лица:
Китель - немецкий офицер, начальник гетто. Во время описываемых событий ему было 21-22 года.

Опять приходится напоминать: пьеса, хотя и основана на реальных событиях - не исторический документ. Китель в спектакле/фильме (через одно "т", так в тексте) - это собирательный образ, палач, нечисть во плоти. Реальный прототип у него был, но полностью отождествлять его с Бруно Киттелем, ликвидатором гетто, нельзя - несовпадений довольно много. (Соболь и не претендует на точное соответствие историческим реалиям - иногда "Киттель" прямо на сцене преображается в другого нациста, доктора Поля, речь о котором пойдет позже).

По-хорошему этой темой надо заниматься не с наскока, для записей в ЖЖ, а всерьез. И не ограничиваться немногими изданными книжками и публикациями в интернете, а засесть в архивах. Потому что доступной информации крайне мало. В частности, о Киттеле оказалось известно очень немногое. Но вот что можно сказать совершенно точно, так это то, что к открытию театра он никакого отношения не имел - первое представление театра состоялось 18 января 1942, а Киттеля назначили на должность уполномоченного по еврейским делам в Вильнюсе 1 июля 1943 года. Также он не торчал в театре с ночи до утра, хотя на представления иногда заявлялся.

(11 июля. Киттель неожиданно появился в гетто. Он пришел в театр и уселся во втором ряду, согнав с мест всех евреев, сидевших в первом. Представление тотчас было прервано, публика немедленно разошлась по домам. - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer10/Poljan1.php)

Сколько ему было лет? Многие пишут, что он был очень молод, 21-22 года. Но на сайте музея Бейт Лохамей ха-геттаот («Музей наследия, документационный и учебный центр Холокоста и еврейского сопротивления имени Ицхака Каценельсона», Израиль) датой его рождения указано 29 июля 1910 года - http://www.infocenters.co.il/gfh/notebook_ext.asp?book=58636&lang=eng&site=gfh
А в примечаниях к очерку Эренбурга "Торжество человека", посвященного поэту Суцкеверу, сказано: "Киттель Бруно (1915 — ?)". Не стоит забывать, что возраст 21-22 называют те, кто описывает Киттеля по свидетельству выживших узников гетто и лагерей, а им документов не показывали. Возможно, он просто выглядел моложе своих лет.

До войны он был актером. "На место Мурера назначен Китель, уже прославившийся своими зверствами, уничтоживший несколько гетто и рабочих лагерей. Говорят, что он был артистом кино. Променял свою профессию на ремесло палача...", - пишет в дневнике Мария Рольникайте (http://lit.lib.ru/r/rolxnikajte_m_g/text_0010.shtml). Эренбург тоже упоминает об артистических склонностях Киттеля, правда, в карьеру Киттеля-киноактера он не верит: "В Берлине до войны жил киноактер Киттель. Он хотел играть роковых злодеев, но даже бездарные режиссеры «Уфы» считали, что Киттель слишком бездарен." По другим сведениям Киттель играл в каком-то венском театре (он был австрийцем). А. Суцкевер писал, что он закончил театральную школу в Берлине.

Киттель играл на саксофоне, что для гитлеровской Германии было несколько необычно - джаз в Третьем Рейхе не приветствовался, он считался "дегенеративной музыкой". Гиммлер писал: «Только крайней жестокостью мы сможем подавить опасное распространение англофильских тенденций в дни, когда Германия борется за выживание». Киттель же нисколько не скрывал своего увлечения, он даже выступал на виленском радио, устраивая концерты по воскресеньям. И это сходило ему с рук, хотя Swing-Jugend - немецкие молодые люди, увлекавшиеся джазом и свингом, еще в 1941 году были репрессированы - вплоть до отправки в концлагеря.

"Он приехал в Вильнюс, посетил гетто, выразил свое удивление тем, что сделано здесь евреями. Особое впечатление произвели на него театр и симфонический оркестр. Настроение в гетто чуточку исправилось: человек, интересующийся музыкой и любящий искусство, - это давало надежду", - пишет Ружка Корчак https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B0%D0%BA-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0,_%D0%A0%D1%83%D0%B6%D0%BA%D0%B0) ( в книге "Пламя под пеплом" - http://www.e-reading.club/bookreader.php/29708/Korchak_-_Plamya_pod_peplom.html. Впрочем, обнадежены были не все, репутация у Киттеля к тому времени уже была самая скверная. "Из Риги прибыл ликвидатор Балтийских гетто, артист кино из Берлина - Китель", - вспоминает Авром Суцкевер. Маша Рольникайте пишет, что в гетто уже знали, что Киттель уничтожил несколько гетто. Ходили слухи, будто он собирался "начать свое властвование с кастрации мужчин". Да и Корчак, хотя и рассказывает о чуточку исправившемся настроении, чуть раньше рассказывает, что "Китель же был известен как палач евреев Риги, Таллина, Лодзи".
"Китель и в самом деле был артист. Певец. И был молод. Самый молодой среди своих коллег. И всегда был элегантен и никогда не повышал голоса", - продолжает Ружка Корчак. А Павел Полян в "Хронике событий Вильнюсского гетто" пишет, что "Китель с двумя помощниками совершил экскурсию по гетто и лично бил тех евреев, кто забывал приветствовать его подобающим образом."http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer10/Poljan1.php На одном из англоязычных форумов я прочитала, что Киттель будто бы предлагал людям на улицах гетто сигарету, спрашивал: "Огонь?", и, если они соглашались, открывал огонь - стрелял, но откуда это взято, увы, указано не было.
И все же Киттелю удалось дать обреченным надежду на то, что их жизнь станет немного легче. Он впрямую пообещал, что будет смотреть сквозь пальцы на то, что в гетто проносят еду - людям же надо есть. Но тут же приказал сдать все золото и пригрозил расстрелом за неповиновение. Похоже, он хотел создать образ человека, с которым можно договориться - главное, не нарушать установленные правила. Верить в лучшее хотелось. К тому же в гетто многие считали, что смогут выжить, если их сочтут полезными, а Киттель эту иллюзию умело поддерживал. Может он и не состоялся как киноактер, но придуманная роль просвещенного человека, любителя искусства, ему удалась. Похоже, ему нравилось играть со своими жертвами. Вот пример того, как он это делал.

В финале пьесы Киттель предлагает актерам угоститься хлебом с повидлом, награждая их за хорошую работу. И когда изголодавшиеся люди принимают угощение, раздаются выстрелы. Сцена может показаться странной, но она не выдумана - только произошло это не в театре гетто, а в Безданах (местечко в 25 км от Вильнюса, ныне - Бяздонис), в еврейском рабочем лагере. Киттель явился туда с штатной проверкой, остался доволен, поблагодарил за работу, приказал немедленно раздать людям хлеб с повидлом и пообещал вскоре опять приехать. В тот же миг, как он вышел из здания склада, раздались выстрелы и полетели гранаты. Нескольким рабочим удалось вырваться, от них история с повидлом и стала известна. Тогда же был ликвидирован лагерь в Кене - тоже после благодарственной речи Киттеля.
Сцена, когда из гетто увозят детей, тоже не выдумана. Я не нашла сведений о том, что "детские акции" (так назывались облавы на детей) проводились именно в Вильнюсском гетто. А вот в трудовых лагерях "Кайлис" и "ХКП", оставшихся в городе уже после того, как гетто было ликвидировано, такие акции были. Была проведена "детская акция" и в Каунасе, выжившие вспоминают ее как "самую страшную".
Наверное, специалист мог бы поставить диагноз. Кем был этот человек - психопатом? Нарциссом? Правда, я ничего не нашла о том, как вел себя Киттель до войны, как он рос, каков был с близкими. После войны он исчез, о нем пишут "предположительно, мертв", но дата смерти неизвестна. В Австрии он был объявлен в розыск как военный преступник, но его так и не нашли.
Вот что известно наверняка, так это то, что не было никакой влюбленности в еврейскую певицу. Честно говоря, меня этот мотив раздражает. В пьесе он не так ярко выражен: Киттель-персонаж больше хочет сломить Хаю (ее имя означает "живая", "жизнь"). Если там и есть какое-то влечение, то лишь описанное Гаршиным в сказке о Жабе и Розе:
Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:
– Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю!
В этом "слопаю" и есть все чувства палача к певице. Ее победа в том, что сожрать себя она не дает. В фильме же добавили больше лирики и сильно этим подпортили идею.
Хая - персонаж вымышленный, но очень похожий на реальную узницу гетто, Любу Левицкую, судьба которой сложилась трагичнее. Прочитать о певице можно здесь:
http://holocaustmusic.ort.org/ru/places/ghettos/vilna/levitskilyube/
С Киттелем Левицкая не сталкивалась, она погибла до того, как он появился в Вильнюсе. В тот день, когда она, возвращаясь с работ, пыталась пронести в гетто немного гороха, ее заметил предшественник Киттеля, Франц Мурер, бывший тогда референтом по еврейским вопросам. "Контрабанду" обнаружили. Чудесного спасения, как в пьесе, не случилось. Любу Левицкую избили плетьми и увезли в Лукишскую тюрьму.
Там она пробыла около месяца (по словам Марии Рольникайте - неполные две недели). В камере пела для узников. Пела и перед смертью, когда везли по городу в открытом грузовике, и в Понарах. Одни пишут, что ее последней песней стала молитва Виленского гаона, исполненная на иврите. Другие - (та же М. Рольникайте), что Люба пела песню "Два голубка".
Мурера называли "ангелом смерти "Иерусалима Литвы", или "Виленским мясником". Именно с его появления, по словам Аврома Суцкевера, в городе начались массовые истребления евреев. Мурер вступил в должность 8 июля 1941 года. Одним из первых его деяний было то, что он наложил контрибуцию в несколько миллионов рублей на еврейскую общину. Поскольку в срок собрать денежную сумму не удалось, ее внесли драгоценностями.
Вот как это описывает Ружка Корчак:
Через три дня уполномоченный по еврейским делам, заместитель окружного комиссара Мурер вызвал трех членов юденрата к себе. Мурер принимает делегацию на улице:
- До завтрашнего дня, то есть до 7 августа, евреи должны выплатить пять миллионов рублей. Если сумма к этому сроку не будет внесена...
- Мы будем наказаны, - в надежде смягчить приговор суфлирует член делегации А. Зейдшнур.
- Не наказаны, а расстреляны, - роняет Мурер и отрывисто рубит: "Век!" ("Убирайтесь!").
Так на евреев Вильнюса свалилась контрибуция. Седьмого августа в девять часов утра должно быть внесено два миллиона рублей. В десять утра к Муреру надлежит явиться всему юденрату. Мурер предупреждает, что если указанная сумма не будет внесена, явившиеся к десяти найдут трупы своих коллег.
Юденрат объят ужасом. Хождение по городу разрешено только до шести вечера. На главных улицах евреям появляться нельзя, как же собрать до утра требуемую сумму? Всеобщей панике не поддается только один человек - "дед" Яаков Выгодский.
- Отчаиваться не время, - стукнув тростью по столу, заявляет Выгодский, время действовать!
Весть о контрибуции облетает город со скоростью лесного пожара. Возникают импровизированные подкомитеты, организующие сбор средств. Мужчины сдают часы, женщины - кольца. До шести вечера было собрано, как засвидетельствовал длившийся всю ночь подсчет, 667 тысяч рублей, полкило золота и около 200 золотых часов.
Наутро трое членов юденрата идут в назначенное место. На вопрос Мурера, собрана ли вся сумма, делегация отвечает, что ей это в точности неизвестно, не успели произвести подсчет... Общественники пытаются отсрочить конец, дотянуть до десяти утра. Мурер ведет их в подвал, вытряхивает на стол пачки денег и торопливо считает. Закончив пересчет, кричит:
"Где остальное?!" Ему говорят, что сбор денег продолжается. "Приказы надо выполнять!" - говорит Мурер и выходит. Появляется литовский полицейский: все трое будут сейчас расстреляны: свою одежду смертники могут оставить кому-нибудь из работающих здесь евреев. Полицейский уходит; снова появляется Мурер. Спрашивает членов делегации об их профессии. Зейдшнур говорит, что он торговец. Крук - ремесленник. Пятуховский - заместитель мэра Шауляя. Торговцу Зейдшнуру Мурер приказывает возвратиться в город и сообщить юденрату, что его члены должны прибыть не в десять, а в одиннадцать, но уже со всей суммой на руках.
Крук и Пятуховский остаются. Спустя несколько часов евреи в городе узнают, что оба расстреляны.
http://www.e-reading.club/bookreader.php/29708/Korchak_-_Plamya_pod_peplom.html

Именно Мурер был организатором гетто, на нем лежит вина за массовые расстрелы в Понарах, ликвидацию Малого гетто, множество убийств.и издевательств. Даже когда настала "стабилизация" - так называют период до марта 1943 года, когда не проводилось массовых расстрелов, убийства не прекращались, просто в это время расстреливали поодиночке, или же небольшими группами. "Спокойствием", или "стабилизацией" это время можно было назвать лишь относительно. Но в это время в гетто открылся театр, заработали школы, появились какие-то структуры экономической и культурной жизни. Но постоянные унижения, голод, издевательства никуда не делись.
Нельзя было проносить в гетто продукты - а есть было нечего.
Нельзя было носить наручные часы и авторучки.
Нельзя было рожать - младенцев убивали.
Нельзя было иметь больше определенной суммы денег, и больше определенной нормы продуктов (мизерной)
Нельзя было поднимать глаза на немца при разговоре.
Нельзя было молиться в гетто.
То и дело изобретались новые запреты. После того, как Мурер во время обыска квартир нашел у кого-то засохшую помаду, появились запреты женщинам пользоваться косметикой и носить украшения (при том, что стоящих украшений в гетто уже и не сохранилось - ушли на контрибуции). Некоторые запреты были нелепы донельзя - например, запрет проносить в гетто цветы.
Мурер нередко присутствовал при обысках у ворот в гетто. Людей, пытавшихся пронести продукты, раздевали догола, избивали, могли отправить в тюрьму, на расстрел. Но в другие дни он просто не обращал внимания на то, что у людей явно что-то топорщилось за пазухой и обысков не проводил. Это тоже пугало - почему не ищут? Что задумали?
Однажды Мурер привез в гетто "подарок" - подводу обуви. Обувь привезли из Понар, ее сняли с расстрелянных. Авром Суцкевер узнал в этой куче туфли своей матери, незадолго до этого исчезнувшей из гетто.
Запрет рожать распространялся и на женщин, которые уже были беременны. Врачи пытались спасти младенцев, их прятали, а потом записывали рожденными еще до запрета. Но удавалось это не всегда. Комиссия во главе с Мурером обнаружила в госпитале комнату, в которой были спрятаны дети. Младенцы тут же были убиты - среди них был и новорожденный сын Аврома Суцкевера. (http://www.lib.ru/MEMUARY/1939-1945/NURNBERG/np5.txt)
После войны Мурер скрылся, но уже в 1947 году был арестован в Австрии, а через год передан Советскому Союзу. Суд над ним состоялся в Вильнюсе. Незадолго до этого процесса в СССР была отменена смертная казнь, поэтому Виленский мясник избежал смерти и получил 25 лет каторжных работ. Но отсидел он намного меньше, в 1955 году Мурер вместе с другими военнопленными был передан Австрии. И хотя он не отсидел и трети срока, его уголовное дело было закрыто.
Процесс возобновили в 1961 году, под давлением мирового сообщества. И Мурер был... оправдан судом присяжных. Виленский мясник мирно скончался в 1994 году, на его могилу принесли венки "боевые товарищи" - выжившие эсэсовцы.
http://en.wikipedia.org/wiki/Franz_Murer
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer12/Duhin1.php
Руководителем расстрельной команды в Понарах был Мартин Вайс. О нем я расскажу в посте про Понары, хотя в гетто он тоже отметился.
"Явился Швайнбергер с засученными, как у мясника, рукавами, с нагайкой в руке…, - вспоминает Авром Суцкевер, - Он высок, элегантен, у него нежная, как у девушки, кожа… Швайнбергер крайне чувствителен. Услышав однажды, как еврейская женщина пела за работой, он подарил ей золотую брошь, только что снятую с убитой: "Ваш голос довел меня до слез", – сказал он…
Хорст Швайнбергер (в другом написании - Швейнбергер, Швейхенберг) возглавил акцию 31 августа 1941 года.Этот день позже назовут днем провокации. Два местных пособника гитлеровцев, одетые в гражданское, сделали несколько выстрелов из окна дома на углу улиц Стиклю и Диджойи - а затем выскочили на улицу с криками "Евреи стреляют по немецким солдатам!". После чего в течение двух дней жителей ближайших улиц арестовывали, избивали, свозили в Лукишскую тюрьму, или расстреливали на месте. Позже он проводил "чистки", избивал людей. Под его командованием "ловцы" хватали узников и увозили в тюрьму, или на расстрел. В "акцию судного дня", во время религиозного праздника, люди Швайнбергера ворвались в синагоги и увезли стариков, которые пришли туда молиться, в Понары.
Тоже из воспоминаний Суцкевера: "Эти ловцы вытаскивали евреев из подвалов и хотели их увести. Но евреи уже знали, что никто не придет обратно, и не хотели идти. Тогда Швейхенберг начал стрелять в население гетто. Около него, помню точно, стояла большая собака. И когда эта собака услышала эту стрельбу, она наскочила на Швейхенберга и начала грызть ему горло, как будто бы она всбесилась. Тогда Швейхенберг убил эту собаку и сказал, чтобы евреи похоронили эту собаку и плакали над гробом. Да, действительно, мы тогда плакали, что в земле лежит не Швейхенберг, а эта собака."
Говорить о палачах можно долго, их было много. Вот список, составленный Чрезвычайной государственной Комиссией по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников:

рейхскомиссар Лозе, заместители рейхскомиссара: Эше, Матиссен и Фреундт, генеральный комиссар Литвы д-р фон Рентельн, его заместители — обергебитсфюрер Наберсберг, доктор Пензе, капитан Шененбек и доктор Дексгеймер, командующий войсками генерал кавалерии Бремен, начальник полиции Остланд обергруппенфюрер СС Иекельн, начальник полиции Литвы бригаденфюрер СС генерал-майор Гарм, начальник СС и полиции Литвы бригаденфюрер СС, генерал-майор Высоцкий, начальник полиции безопасности и СД Литвы оберфюрер доктор Фукс, начальник СС и полиции доктор Музиль, начальник бригады СС Гинтце и генерал-майор Вансе, представитель генерального комиссара доктор Вреде, секретари генерального комиссара фон Фрик и Веер, адъютант генерального комиссара Мейзе, военный комендант Литовского генерального округа генерал-майор Юст, начальник охранной полиции Коссман, руководители гитлеровской молодежи в Литве обербанфюрер Кортманн и штурмбанфюрер СА Вестер, руководитель общества по колонизации доктор Кобе, руководитель штаба по переселению штурмбанфюрер СС Дукарт, высший государственный советник штандартфюрер СА Лют, начальник судебного отдела генерального комиссариата Фризе, начальник управления по распределению рабочей силы, правительственный советник доктор Дюнбир, чиновник по вопросам сельского хозяйства на Востоке профессор доктор Касниц, советники военного управления: доктор Гауль, доктор Фридрих, Росс, Фрелих и Эльсман, начальник Литовской железной дороги Доллинг, его заместители Гофман и Гиркенс, начальник полиции по Литовской железной дороге Краузе, советник по железной дороге Лангнер, шефы концентрационных лагерей Яцке и оберштурмфюрер Мюллер, оберейнзацфюрер штаба Розенберга доктор Мюллер, руководитель «исследовательского музея восточных народов» во Франкфурте-на-Майне доктор Поль, директор банка Вильгельм Шпильгер, комендант гор. Вильнюс генерал-майор Дитфурт и фон Остманн, начальник СС и полиции в гор. Вильнюс оберштурмбанфюрер Криг, главный окружной руководитель по труду Мюллер, окружной руководитель по сельскому хозяйству Бекманн, гебитскомиссары: Хингст, оберфюрер СА Крамер, Ленцен, Вульф, Гевеке, фон Штаден, оберштурмбанфюрер СС Вальтер Неум, заместители: Аппенродт, Лакнер, ректор Браун, Мурер, начальник охранной полиции в Каунасе капитал Бюнгер, обершарфюрер Ланге, командиры охранной полиции и полевой комендатуры в Каунасе капитан Моргерд, капитан Пабст, капитан Кейдель, лейтенанты Тиль, Вейс и Тильман, командир гарнизона в Каунасе Гюс, комендант города Пренай, капитан войск СС Рейнерт, судьи Гафакен и Лукас, прокурор Лихтенштейн, начальники политических отделов: штурмфюрер СА барон фон Штаден, барон фон Ропп, Реке, криминальный советник Шмитц, главный областной руководитель по труду Рихтер, руководитель народного образования в Каунасе штандартфюрер доктор Эрих Майер, оберштурмбанфюрер СС Шмолл, фрауенфюрер Эллерброк, гестаповцы: оберфюрер СА Вагнер, оберштурмбанфюрер Гекке, гауптштурмфюрер Ринк, унтершарфюрер Пильграм, обершарфюрер Ауэр, обершарфюрер Финитер, обершарфюрер Киттель, Гротт, шеф гестапо Вульф из Берлина, капитан Герт из Кенигсберга, оберштурмфюрер Нойтебауер, оберштурмфюрер Артшвагер из Клайпеды, оберштурмфюрер Рихтер из Берлина, обершарфюрер Майер Герман из Вены, Швейнбергер из Берлина, начальник тюрем г. Вильнюс, гауптшарфюрер Мартин Вайсе из Карлсруэ, начальник концентрационных лагерей Елизавета Зеелинг, комендант концентрационного лагеря №336 полковник Эргардт, начальник концентрационного лагеря №133 майор Розенкранц, его помощник Эверт, врач того же лагеря доктор СС Ганке, зондерфюрер Мамат, старший командир штурмовиков СС Сонс, командир штурмовиков СА Лют, начальник отдела комендатуры Бранд, начальник отдела пропаганды Велема, руководитель службы связи в Каунасе Гарш, командир роты штурмовиков Мюллер, обершарфюрер Фаульгарбер, шеф района Панеряй Пэрр, начальник охраны района Панеряй Бинке, шеф штаба Розенберга в гор. Вильнюс Шпоркет, руководитель Каунасского отделения штаба Розенберга доктор Вульп, зондерфюрер Ганс Луц, командир окружной жандармерии в гор. Каунас лейтенант Мюллер, комендант лагеря в Вилиямполе оберштурмфюрер Иордан, управляющий делами общества «Остланд» доктор Гартманн, главные окружные руководители по труду Габерман и Мюллер, доктор фон Берт из Берлина, Шпинклер из Берлина, Вилли Шеффер из Касселя, директора заводов: спиртового Кирхгеер и пивоваренного Гилланд.

Следующий пост будет про Понары. А пока - песня, написанная в гетто. Музыку сочинил одиннадцатилетний мальчик Алек Волковыский, слова - поэт Шмерке Качергинский. В комментариях к пьесе "Гетто" (http://www.netslova.ru/belenky/sobol-getto.html) говорится, что мальчик был убит нацистами, но это ошибка: Алек Волковыский выжил. После войны он переехал в Израиль и стал известным музыкантом (он выступает под псевдонимом Александр Тамир). http://holocaustmusic.ort.org/ru/places/ghettos/vilna/volkoviskialek/
Выжил и Шмерке Качергинский. Он погиб много позже, в авиакатастрофе. О поэте можно прочитать здесь:
http://holocaustmusic.ort.org/ru/places/ghettos/vilna/kaczerginskishmerke/

(Почему-то на фотографии Аббы Ковнера написано "Авром Суцкевер"...)
Tags: Вильнюс, Вторая Мировая, гетто
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments